Что заливать для смазки цепи?

Масло для смазки цепи бензопилы: отработка или специальное (адгезивное масло)?!

Любой движущийся механический элемент нуждается в смазке. Это аксиома, оспаривать которую бессмысленно. Однако в некоторых агрегатах невозможно организовать традиционную систему (масляный картер или закладка состава в герметичную полость, как в подшипниках).

Например, компрессор кондиционера использует смазку, добавленную в хладагент, а масло для цепи бензопилы подается фактически снаружи.

Дело в том, что зубчатая цепь постоянно (обтирается) деревянными заготовками, и удержать смазку в звеньях невозможно. Она просто будет выведена из зоны трения за несколько минут работы.

Многие владельцы бензопил безответственно относятся к этому вопросу, что приводит к быстрому выведению из строя не только цепей, но и других механизмов пилы.

Для чего смазывать цепь, и какие цепи лучшие?

Рассмотрим цепной механизм на примере велосипеда. Консистентная смазка закладывается не чаще, чем раз в году, а то и вовсе не обновляется. При этом ничего не ломается, и нет затруднений в движении.

Различие в том, что цепь бензопилы, в отличие от велосипедной, не провисает в воздухе, а постоянно опирается о шину.

 

При интенсивном распиле, нагрузка может быть такой сильной, что трение буквально раскаляет инструмент. Часть энергии тратится не на обработку дерева, а не преодоление этого самого трения. От нагрева цепь растягивается, теряется прочность, изнашивается гладкая поверхность шины.

Кроме того, при работе перегревается ведущая звездочка (если трение сухое). Это еще одна рабочая зона смазки.

Серьезные производители минимизируют возможные проблемы при эксплуатации, применяя более прочные сплавы, однако это не гарантирует сохранность материала при сухом трении.

Лучшие цепи выполнены из разных металлов: втулки рассчитаны на осевое вращение, а звенья выдерживают растяжение. Для того, чтобы цепь не провисала после продолжительного использования, выполняют предварительное натяжение.

Например, производитель «Хускварна» перед продажей вытягивает цепи бензопилы на тарированном оборудовании, сразу достигая предельного увеличения длины. После такой процедуры звенья не меняют геометрию при нагрузке.

 
Меньше вероятность, что цепь соскочит во время работы. Разумеется, нормальное состояние цепей под нагрузкой обеспечивается принудительной смазкой.

Она должна всегда находиться между звеньями и шиной. Каждый производитель рекомендует (и выпускает) смазочные материалы как для двигателя, так и для шины.

Это не значит, что масло для бензопилы «Штиль» нельзя использовать в той же «Husqvarna». Предназначение у них одинаковое, необходимо просто сверить характеристики.

Главное, не перепутать смазочные материалы для цепей и двигателя. Это совершенно разные составы.

Обратите внимание

Для большинства бензопил применяются двухтактные двигатели внутреннего сгорания.

Это обусловлено их малым весом и простотой обслуживания. В отличие от четырехтактных, эти моторы не имеют отдельного картера для масла. Даже четырехтактные двигатели в этом инструменте имеют систему смазки, которая принципиально отличается от ДВС в автомобилях.

Применение картерной системы смазки неприемлемо для бензопилы, поскольку во время работы инструмент постоянно меняет свое положение, смазка просто не будет попадать в маслопроводы.

А в двухтактных системах масло добавляется в бензин, поэтому маслонасос как таковой отсутствует. Это тема отдельной статьи, в нашем материале мы рассмотрим систему смазки.

Как устроена система смазки цепи

Вне зависимости от производителя, механизм подачи рабочей жидкости выполнен по одному принципу.


Из специального бачка, смазка цепи бензопилы попадает в маслонасос. При вращении основного вала, создается необходимое давление, и подает жидкость к шине.

В ней выполнена специальная проточка, которая обеспечивает прохождение масла вне зависимости от положения инструмента. На иллюстрации изображен механизм подачи в бензопиле «Штиль» 180: желтым цветом обозначен путь прохождения смазки от насоса по шине.


То есть, шина является составной частью системы, выполняя роль маслопровода. Такое решение позволяет удешевить конструкцию, не усложняя ее дополнительными элементами.

Регулировка подачи масла выполняется настройкой насоса, для этого предусмотрены специальные винты. Необходимое количество жидкости, которое попадает на шину, увлекается звеньями цепи, и равномерно распределяется по рабочей поверхности.

Принцип работы системы смазки

Подразумевает безвозвратную потерю рабочей жидкости. К сожалению, обеспечить непрерывный цикл (с возвратом масла в бачок) невозможно.

Схема подачи масла на цепь не может быть герметичной, поскольку рабочие зубцы должны быть снаружи. 

Регулируется только расход: тут необходимо достичь компромисса между эффективность смазки и затратами на ее пополнение.

Почему масло перестает подаваться на цепь? Видео по ремонту системы смазки бензопилы

Несмотря на простоту механизма, подача масла на цепь бензопилы автоматически регулируется. Расход возрастает при увеличении оборотов, и наоборот. В этом есть логика разработчиков: чем интенсивнее нагрузка, тем эффективнее должна быть смазка.

Обратите внимание

Выброс жидкости для смазки шины цепи позволяет осуществлять оперативный контроль работоспособности системы.

Достаточно поднести инструмент к плоской поверхности (например, свежеспиленному пеньку), и включить вал в рабочее зацепление. На поверхности останется четкий след от капель смазки.


Опытные лесорубы «на глазок» определяют эффективность работы системы, и могут отрегулировать интенсивность подачи по масляной дорожке на пеньке. Соответственно, если капли не образуются, значит либо механизм подачи масла неисправен, либо расходная емкость пустая.

Как определить неисправность, если бак полный?

На примере бензопилы Stihl, можно увидеть расположение заливной горловины бака (открывается без применения специального инструмента) и кожуха маслонасоса с регуляторами интенсивности подачи рабочей жидкости.

Прежде чем искать проблему, необходимо убедиться в наличии хотя бы одного признака неисправности системы подачи смазки:

  • при проверке «на пеньке» нет следов разбрызгивания;
  • масло из расходной емкости не убавляется после продолжительного использования инструмента;
  • заведомо острая пила неэффективно режет дерево;
  • шина настолько горячая, что на ней оплавляется краска и появляются следы температурной побежалости;
  • цепь немотивированно быстро растягивается;
  • звенья сухие, поверхность металла утратила характерный блеск смазанной поверхности.

Типовые неисправности, приводящие к отказу системы

Проблемы одинаково характерны для различных брендов, но мы рассмотрим их на примере популярной (и массовой) бензопилы Stihl MS 180.

  • Разрушение резьбового соединения на рабочем валу насоса (устранить невозможно, узел под замену).
  • Аналогичная неисправность на напорной шестерне (можно заменить отдельно).
  • Непроходимость магистрали: может быть механической повреждение (пережата трубка) либо засор. Устраняется без замены деталей: прочистка ершиком или мягкой проволокой.
  • Засорение масляного фильтра. Промывка либо замена. Кстати, повреждение фильтрующего элемента может стать причиной засора магистрали.
  • Засорение насоса внутри. У бензопилы Stihl он монолитный, поэтому можно попробовать промыть его бензином (керосином), но если он засорен металлической стружкой – придется менять узел целиком.
  • Срыв шлицевого соединения. Вал ремонту не подлежит, однако его можно приобрести отдельно или заказать на механическом заводе.
  • Аналогичная проблема – срезание фиксирующей шпонки на валу. Если нет готового элемента, его можно изготовить из стальной проволоки.
  • Обрыв шланга маслопровода. Самая простая проблема: просто подбираете новый, из маслостойкого материала.

Правильный подбор смазочных материалов

Информация о том, какое масло использовать для смазки цепи конкретной бензопилы, имеется в инструкции по эксплуатации. Большинство производителей (та же Husqvarna) щепетильно относится к использованию расходников (можно лишиться гарантии).

 
При этом, собственное производство налажено не у всех изготовителей инструмента. Обычно рабочие жидкости заказываются у сторонних производителей, а на упаковке просто присутствует допуск для того или иного бренда. Хотя масло «Штиль» предлагается под собственным логотипом.

Можно ли заменить цепное масло для бензопилы?

С точки зрения торговой марки, без проблем. Главное, чтобы на этикетке был допуск соответствующего производителя инструмента.

А вот применение принципиально иных расходников недопустимо. Если у вас в гаражных запасниках есть неиспользованное моторное масло, оно не подойдет. Основная причина – недостаточная адгезия.

Вы уже знаете, что смазывание цепи происходит за счет удержания жидкости в специальных проточках на шине. Обычное моторное масло не держится на поверхности, оно работает при распылении или погружении деталей.

А цепные расходники должны цепко покрывать металл. Для этого в их состав добавляются специальные присадки, улучшающие адгезию.

Тем более, недопустимо применение отработки. Для многих владельцев бензопилы – это соблазн сэкономить. Использованное машинное масло есть в любом гараже (условно бесплатно), а специальные жидкости приходится покупать.

Мало того, что есть проблема с адгезией, в отработке присутствует масса металлических и шлаковых частиц, которые быстро закупорят каналы, и выведут их строя насос.

Вывод

Мы разобрали, каким маслом необходимо смазывать инструмент, чтобы он прослужил максимально долго. Попытка «экономии на спичках» не принесет реального результата: дополнительные затраты на ремонт всегда превышают стоимость бутылочки качественной смазки.

Кроме того, без правильных расходников, инструмент может сломаться в самый неподходящий момент: срыв работ может привести к дополнительным издержкам.

Заказ в один клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.